?

Log in

No account? Create an account

Ключи от города
maratson


Книга «Ключи от города. Как устроено развитие?» Майкла Сторпера очень хороша. Но нервным и заидеологизированным лучше не читать, потому что там нет ни слова о том, как прекрасны те, кто проявляет качества X, Y и Z, и насколько они лучше тех, кто демонстрирует P, T и O, а все больше про причины и следствия.

Автор начинает книгу с обсуждения новой экономики города, переходит к толерантности, затрагивает отношения общества и сообществ, рассказывает о структурах локального взаимодействия, о пакетных предпочтениях людей, об осознании желаний, о важности личных коммуникаций и беспрецедентности системы социальной интеграции в США. И бодро завершает книгу выводом, что ключ к успешному развитию — это глобализация и локальное взаимодействие, причем оба сразу.

Про толерантность,т.е. терпимость к разнообразию. Чем больше у группы возможностей управлять выгодами и издержками разнообразия, тем она терпимей. Чем меньше влияния, тем она, соответственно, менее терпима. Так, на Юге США перестали увлекаться линчеванием, как только регион стал зависим от внешних инвестиций. Логично, если люди подумают, что мы звери, то денег не дадут. Это всем понятно.

Про пакетные предпочтения. Вот это прекрасно. Люди берут блага пакетами. Например, большой дом за городом и хорошей школой для детей идет в комплекте с долгой дорогой к нему. Ну ок, люди взяли этот пакет. Из этого наблюдатель делает вывод, что он все понял о предпочтениях людей: им нравится свежий воздух, просторное жилье, условия для детей и кататься туда-сюда. Но стоит ключевому благу откочевать в другой пакет, как люди резко разворачиваются туда, где их никто не ожидал увидеть. Отдельно доставляет, что сами люди не осознают скрытых предпочтений до тех пор, пока не появится возможность выбрать нужное. И спрашивать их без толку. Они не признаются, что после осмотра римских достопримечательностей будут рады зайти в МакДональдс. Но вот если он встретится на пути, они туда немедленно запрыгнут. Это происходит и с коммерческими предложениями, и с пространственным выбором, и с политическими программами.

Про общество и сообщества. У урбанистов это любимая тема, но у Сторпера она еще и в таблицах и графиках. В идеале хорошо иметь сильное общество и крепкие сообщества, т.е. сильное доверие и налаженные каналы обмена информацией и внутри малых групп, и между ними. В книге это называется «скрепы» и «мосты». Однако так не получается. Во Франции, например, сильное общество и слабые сообщества, потому что они двести лет утаптывали локальные образования. И преуспели. Нагрузка по управлению страной полностью легла на бюрократию. Нехорошо, потому что дорого и ненадежно. В Италии слегка по-другому. Сильные сообщества и слабое общество. Опять нехорошо, потому что мало конкуренции и мобильности, слишком много интереса к ренте. В России суперсильные сообщества и совсем слабое общество. И как результат слабые связи между группами и сильные конфликты. Совсем нехорошо. Хуже только ситуация, когда и сообщества, и общество одинаково слабы, но тогда враги, джунгли, два АК-47 в одни руки, далее везде.

Теоретически все хорошо должно было быть в США, потому что они вкладывались и в развитие общества, и в укрепление сообществ, и вообще достигли колоссальных успехов в скорости социализации людей. На графике им принадлежит красивый уравновешенный вектор. Но растущая разница в доходах и влиянии групп сильно портит картину. Вечный двигатель создать не удается.

Про личные желания. Ооооо, здесь совсем весело. Сторпер, ссылаясь на данные поведенческой экономики, говорит, что люди вообще не производят желания в отрыве от среды. Они осознают их, только попав в определенную ситуацию. Соответственно принадлежность к группе дает возможность человеку поучаствовать в ситуациях, которые и прояснят его предпочтения. Фактически человек при входе в группу обеспечивает себя ситуациями, в которых затем сможет что-то понять о себе.

Про личные контакты. Очень важная часть человеческой жизни, поскольку не придумано более эффективного способа устанавливать доверие. Коммуникация при личном контакте происходит на нескольких уровнях, даже видеосвязь не дает такого же объема взаимодействия. Более того, личная коммуникация — это не просто способ обмена информацией, это средство ее производства. А также способ стимуляции воображения и генератор энергии.

В общем, чудесная книга о человеках, которые понастроили городов, подружились, перессорились, не поняли, как все это вышло, но решительно продолжают в том же духе.

Умная лаборатория без людей.
maratson


Основанный специалистами из Гарварда стартап Kebotix сочетает робототехнику и машинное обучение, чтобы автоматизировать и усовершенствовать процесс создания новых химических соединений и материалов.

В лаборатории, расположенной в Кембридже, штат Массачусетс, робот пытается создать новый материал. Механическая рука погружает пипетку в пробирку и помещает образец в приемное отверстие другой машины, которая проверяет его оптические свойства и отправляет результаты в компьютер, управляющий «рукой». Программа анализирует результаты экспериментов, формулирует новую гипотезу и начинает процесс заново. Человек в нем почти не участвует.

Технология, разработанная стартапом Kebotix, — пример того, как машинное обучение и робототехника могут изменить материаловедение в ближайшие годы. Компания убеждена, что может открыть новые соединения, способные, например, очищать воздух от загрязнений, бороться с устойчивыми к лекарствам инфекциями или повысить эффективность оптоэлектроники, пишет MIT Technology Review.

Программные алгоритмы уже используются в создании химических веществ и материалов, но это сложный и пока несовершенный процесс. Обычно машина просто проводит испытания разных вариантов материала, вслепую пытаясь нащупать что-либо ценное. Машинное обучение и робототехника могут ускорить разработку новых соединений и материалов.

«Процесс открытий идет слишком медленно», — считает Джилл Бекер, глава Kebotix. И чтобы ускорить его, стартап применяет несколько методов машинного обучения.

Компания «скармливает» молекулярные модели соединений с желаемыми свойствами нейронной сети, которая изучает статистическое представление этих свойств. Затем алгоритм выдает образцы, подходящие заданной модели.

Другая нейросеть отсекает варианты, которые слишком сильно отличаются от оригинала. Потом оставшиеся химические структуры проходят испытание. Результаты экспериментов снова загружаются в машину, которая вносит очередные изменения, приближая результат к идеалу.

По мнению Клавса Йенсена, профессора материаловедения MIT, такой подход действительно обладает большим потенциалом, но все, как обычно, зависит от качества исходных данных. «Он не заменит экспертов, — считает ученый, — но позволит работать намного быстрее».

В Италии снизили пенсионный возраст.
maratson


Президент Италии Серджо Маттарелла подписал закон о пенсионной реформе, принятый Советом министров Италии.

По новому закону, итальянцы будут выходить на пенсию на 5 лет раньше. Сейчас пенсионный возраст в Италии составляет 67 лет, а теперь будет составлять 62 года (при условии, что у человека имеется 38 лет трудового стажа). Получается, что любой человек, начавший работать раньше 29 лет, сможет выйти на пенсию уже в 62!

При этом старшим людям требуется и того меньше трудового стажа: например, в 70 лет достаточно 30-летнего стажа. Закон начинает действовать в апреле для частного сектора и в августе для госструктур.

Правительство объясняет этот шаг тем, что ранний выход на пенсию будет стимулировать экономический рост в стране, подпитывая рынок вакансий для безработных.
Но это ещё не всё! Одновременно с законом о пенсиях президент подписал закон о базовом доходе.

Этот новый закон предусматривает, что малоимущие и социально незащищённые итальянцы будут получать базовый доход €780 на человека или €1032 на семью. Эту сумму будут выплачивать безработным, разорившимся предпринимателям и молодым людям без трудового стажа, которые не могут претендовать на пособие по безработице.

Впрочем, базовый доход, по словам замминистра труда и промышленности Луиджи ди Майо, «не позволит просто лежать на диване».
В частности, безработные будут обязаны посещать курсы переподготовки и соглашаться на вакансии в любой точке страны. Если они три раза подряд откажутся выйти на предлагаемую работу, они будут лишены выплат. А ещё базовый доход нельзя будет тратить на азартные игры, иначе его тоже перестанут выплачивать.

По оценке правительства, расходы на программу базового дохода в первый год составят €7 млн.

Наставления провинциалке.
maratson




Искусство убеждать

Не «что» сказать, а «как»? Нет, это полсовета.
Важнее то, как ты была одета.
Итак, не спорь в гостиных. Но для справки:
Все аргументы покупают в модной лавке.



Маски, которые мы выбираем

Дан маскарад, чтоб научиться
Читать неявные подсказки:
Что утаить стремятся лица,
Нам открывает выбор маски.


Прочие опасности

Ты, окунувшись в смену лиц
И посещая рауты и балы,
Не бойся светских львов и львиц –
Опасней светские шакалы.


Можно склонить голову, но спина должна быть прямая

Проси прощенья, чувствуя вину,
Но не оправдывайся – нет глупей подхода.
Историю припомни хоть одну,
Где бы оправдывалась в чем-нибудь погода?


О, пир мирской

Верны законы равновесья:
Тот, кто на сахар щедр и мёд -
В конце концов с лепешкой пресной
Нам соль и уксус поднесет.


Жемчужина зреет в закрытой ракушке

Все наши мелкие обманы
Мы носим каменной обузой:
Не стоит набивать карманы
Таким неблагодарным грузом.

Но знай искусство искажений,
Чтоб отстоять свои границы
От преднамеренных вторжений
И от невеж отгородиться.

обретение силы
maratson

Прошивка БИОСа.
maratson


Вот интересно, когда с остервенением (достойным лучшего применения) набрасываются на привычные с детства комплексы ментального бытия – "плохого бытия", потому и набрасываются – насколько отдают себе отчёт, что другого то бытия, кроме бытия вот этих самых ментальных комплексов, у нас – нет.
То есть если ты пешком под стол ходил ещё при историческом материализме, то другой основы ментального бытия, кроме как вшитого в твое ПЗУ БИОСа ещё "под столом" (советским) – у тебя нет. И в твоём выставляемом на показ антисоветизме (антилиберализме, антикапитализме – какая разница...) ничего позитивного, кроме вот этого анти- – нет. Всё остальное, что тебе кажется позитивным, весь этот с***нный "софт" – всего лишь дым и пена постмодернистских симулякров... Который так же легко и сдувается ("слетает") – как дым и пена...
Что остаётся? – "единственный друг, дорогой комсомол, ты можешь нас положиться" – это неважно, что в годы твоей молодости "единственный друг" занимался исключительно проблемой досуга – организацией дискотек и рок-клубов (для более продвинутых), где под "яростный" рёв гитар и грохот ударных установок разрушалось то, что по замыслу наивных организаторов ленинского коммунистического он должен был созидать... Через него же тогда же (чуть раньше, чуть позже) к высотам бизнеса и политики "новой" России проползали все эти ходорковские, чубайсы, гайдары, шахраи, другие люди со странно звучащими фамилиями.
...
Интересно сравнить с этой точки зрения с ментальным бытиём тридцатилетних и тех, кто моложе. То есть им то вшивались "под столом" совершенно другие вещи, из всех утюгов в их детские податливые мозги старшее поколение транслировало тогда "философию успеха". В самых извращённых формах – какие только можно было насофтить себе на базе советского БИОСа. Например, один юный оперный певец, удачно выскочив замуж, тьфу ты, женившись, тут же воспользовался возможностями – отметил широко с "истинно русским купеческим размахом" свой двадцатипятилетний юбилей (а не юбилей творческой деятеятельности, как было при проклятом историческом материализме!)
... Ну, если раньше пели: если нужно, значит нужно, то сейчас – если можно, значит можно... Как говорится – завидуйте молча (Николаю Баскову, да:)
Я не про зависть конечно и не про Николая Баскова – кто хочет, пусть ему завидует... (под его "музыку")
Я про то, какой ментальный БИОС это прошивает. И который в тридцать лет вы уже не перепрошьёте, не говоря уже о сорока-пятидесяти – бросьте тешить себя этими иллюзиями.
Вот им головы забивали (и забивают) "социальными лифтами". Вот они повзрослели (к тридцати годам, увы, сейчас поздно взрослеют), оглянулись "окрест себя". "И душа их уязвлена стала" (так кажется? интересно, сейчас Радищева "проходят" в школе?) – Чем? Да нет, не отсутствием социальных лифтов – лифты то есть, довольно своеобразные конечно, но способных и энергичных они всё же выносят наверх. Другое может уязвить ещё не зачерствевшую молодую растущую душу.
Слабость, неразвитость, а то и полное отсутствие того, что тут в предыдушем треде названо было горизонтальными связями в обществе. Без которых это общество превращается в конгломерат атомизированных супериндивидуумов – с пионерским приветом к профессору "шанинки" (хотя про индивидуализм русского национального характера, про его истоки – есть ещё у Бердяева...)
Жить в таком обществе нормальному человеку, не хищникам ходорковского-чубасовского посткомсомольского разлива – неуютно... Сам Ходорковский между прочим одним из первых это ... понял не понял ... дал шикарную подачу в своих письмах издалёка – её никто не подхватил, увы... (Симптоматично, что никто и не спросил кажется после его освобождения – а что это было, Михаил Борисыч?)
Вот и выносит нынешнюю молодёжь на условную линию путин-навальный... Другой линии они не видят, наше поколение её увы, не создало – все попытки ушли в песок. Сами они создадут? С таким то БИОСом...
"Надежды юношей питают"...

С веслом и с лестницей.
maratson


Друзья, я сам не знаю, что это означает. Гротеск, экспромт. Помпеи здесь не при чем, просто оттенок красного напоминает знаменитый "помпейский красный", как мне объяснили. Задумывалось как этюд, проба в направлении сюрреализма.
Сам сюрреализм как художественный метод мне не столь интересен, а вот приемы, характерные фишки некоторых художников-сюрреалистов очень даже любопытны и представляются мне перспективными для использования в фотографии.
Чтобы вот это (картинка выше) "работало" так, как мне хочется, не хватает нескольких важных вещей. Нужна глубокая пространственная композиция и подчеркнутая линейная преспектива. Необходим жёсткий, тщательно подобранный свет. Ничего этого здесь нет. В студии было тесно, тщательно ставить свет не хватало времени (минут пятнадцать на всё про всё, так что без помощи Андрея я бы вообще ничего не успел), а модели к тому времени устали. Что поделать. Сюрреализма не получилось, но какая-то картинка есть :)
Моделям отдельный поклон. Новенькая девочка Аня, которую я увидел впервые, очень мне понравилась, ну а Маша - Маша это сказка, идеальная модель. Как всё-таки много значит, когда модели понимают тебя с полуслова и даже без слов!

Новогодняя лирика.
maratson




Нет, я не праздную «Свинью»,
И «Петуха» не отмечаю.
Свинину ем, и водку пью,
И что хочу, то надеваю.
Какой простите Год «Свиньи»?
Мы праздники позабывали,
Родные, русские, свои,
А вот чужих по нахватали.
Кто этот Год «Свиньи» встречает,
Сейчас напомнить я хочу.
Он в феврале лишь наступает,
Ей богу люди, не шучу.
Видать китайцами мы стали,
Живём по их календарям?
Похоже, что завоевали
Давно нас всех, скажу я вам.
Вон Санта Клаус на открытках,
Родным нам стал Хэллоуин,
Сомнительный по всем прикидкам,
«Любовный символ» Валентин.
Как шут их Санта в колпаке,
В своей кургузой обдергайке.
В американском босяке,
Я вижу только попрошайку.
И взять наш Дедушка Мороз,
А рядом с ним какая внучка!
Их Санта, как побитый пёс,
С ним по сравненью, просто жучка.
Я как представлю, россияне,
Мне даже страшно аж подумать,
Поднявшись дружно за столами,
Под бой Курантов будут хрюкать.
И чтобы в Праздник избежать,
Меж нами недоразумений,
Хочу друзья вам всем сказать,
Прошу свиней не присылать,
Мне в Новогодних поздравленьях.

И яблочки в подарочек.
maratson


Когда Финляндия обрела в 1917 году независимость, в Финляндии остался жить родившийся в Украине художник Илья Репин. У него была усадьба в поселке Куоккала (сейчас — Репино), который входил в Великое Княжество Финляндское и находился в пригороде Санкт–Петербурга.

Для Советской России то, что Репин остался в Финляндии, означало огромный удар по репутации. Для чиновников Финляндии Репин, несмотря на свою известность, был русским беженцем, за действиями которого на всякий случай следили местные полицейские. Он занимался огородом и писал картины. Жил без удобств, выращивая овощи и фрукты, но в СССР не возвращался.

На момент закрытия границы Репину было уже 73 года, так что его самые значительные творения остались в бурях революции по другую сторону границы. Большевики хорошо понимали ценность Репина, так что его работы срочно были национализированы. Они все еще являются центром притяжения в московской Третьяковской галерее и Русском музее в Санкт–Петербурге.

В секретной папке финской полиции был найден детальный рассказ о том, как супружеская пара была в гостях у Репина в 1925 году. Незнакомый ранее художнику Аарон Штернберг (Aaron Sternberg) «заглянул» к Репину и передал адрес советского руководства, в котором художника просили переехать в Ленинград и обещали хорошую пенсию, квартиру и машину.

Репин ответил следующим образом: «Вы предлагаете мне деньги, вы, просящие милостыню, совершенно опустошившие великую Россию, где сейчас миллионы голодают и влачат жалкое существование… Я не богат, но и не настолько беден, чтобы принимать ваши деньги».

Репин также прямо сказал супружеской паре о том, что он думает о переименовании Санкт–Петербурга в Ленинград. «Скажите мне, по какому такому праву группа авантюристов решила, что может изменить название города на имя какого–то подпольного фанатика, больного идиота Ленина?»

Из бумаг также выяснилось, что Штернберги привезли Репину в качестве сувенира русские яблоки, съев которые, Репин, его супруга и сын почувствовали себя очень плохо. Подозревалось, что яблоки были отравлены. (ничего не напоминает? ;))

Корнея Чуковского также отправляли в Финляндию, чтобы он убедил Илью Репина. Через некоторое время Чуковский вернулся и сокрушенно доложил, что все его попытки воздействовать на живописца разбились, как волна о камень. А вскоре Илья Ефимович скончался. И в Финляндии были напечатаны его дневники. Где были такие строки: „Приезжал Корней. Между прочим, не советовал возвращаться“. Чуковского потом травили и не печатали даже сказки.

Поскольку на свою сторону художника переманить не удалось, большевики начали оказывать влияние на его сына Юрия. Но Юрий Репин так и не выехал в Советский Союз. А вот в третьем поколении обещания хорошей жизни, даваемые большевиками, упали на благодатную почву. Внук Ильи Репина Дий (Дмитрий) перебежал в Советский Союз весной 1935 года.

В августе этого же 1935 года его расстреляли «за намерение осуществить теракты против высших руководителей СССР». В 1991 году был реабилитирован в связи с отсутствием состава преступления.

Он прожил всего 28 лет.

Спасибо unimF

Свобода или рабство.
maratson


В последние несколько лет все чаще в СМИ встречаются статьи о том, что крепостное право было отличной штукой! Феодал заботится о своих вилланах, организует их труд и быт, принимает на себя ответственность за них, а вилланы - слушаются феодала, трудятся, размножаются, и беззаботно пляшут по выходным (после посещения церкви, разумеется).
Сначала я подумал, что рост таких "шоколадных" описаний рабства - феномен нео-феодальных стран Средней Евразии (Азиопы). Но затем я прочел панегирик "государству-няньке" в последнем интервью Ли Куан Ю - покойного диктатора Сингапура, самого талантливого и успешного фашиста в истории. Еще через некоторое время я прочел статью о внедрении добровольно-принудительного имплантационного чипирования сотрудников в одной крупной западной корпорации - и не заметил никаких намеков на возмущенный протест. А ведь всего полвека назад в западной стране эта корпорация была бы растерзана репортерами, как гнездо неофашизма. Значит, что-то изменилось...
...Вот тут-то и возникла идея заняться психологией феномена.

Далее - два рассуждения о том. что быть рабом лучше. чем быть свободным человеком.
1. "Эти люди по-своему совершенно счастливы... Ведь отчего люди страдают больше всего? От сравнения. Кто-то живет лучше, кто-то талантливее, кто-то богаче, кто-то могущественнее. А человек ... будет радоваться непрерывно. Радоваться, что ему тепло. Что помидор красный. Что солнце светит. Что ровно в два часа, что бы не случилось, он получит свой питательный бобовый суп, а ночью женщину. При условии, если он будет прилежно трудиться. Ну разве это не милосердно?.. Ну так, как это мудро сделала природа в улье, в муравейнике. Представьте: человек-ткач, человек-пекарь, человек-шофер. Причем у него нет никаких других потребностей. Никакого комплекса неполноценности. Ну нет же у вола комплекса неполноценности от того, что он вол. Ну вол, и слава Богу. Человек-робот ни о чем не думает, всегда доволен, и он размножается, производит себе подобных." (Владимир Вайншток, х/ф "Мертвый сезон", 1968)
Примечание: "а ночью - женщину" - вариант в сюжете для объяснения мужчине. Для объяснения женщине можно нарисовать аналогичный, это несложно.

2. (Монолог адвоката Камино Мурена, за легализацию рабовладения):"Мой клиент хотел бы освободить этот гуманный и, безусловно, достойный бизнес от негативного названия «работорговля». Я хотел бы пояснить для уважаемых представителей партнеров моего клиента. Имеется в виду современная и технологичная процедура, при которой люди всегда сыты, гигиенически обеспечены, устроены в бытовом отношении, и работают в биологически безопасных условиях, с разумной трудовой нагрузкой, не угрожающей их здоровью. Работники в трудовых поселках, построенных фирмой моего клиента на Гаити, имеют более высокий уровень жизни, чем в среднем по этой стране. Если бы не необъективные заявления некоторых предубежденных журналистов и деятелей правозащитных организаций, создающих препятствия деятельности фирмы моего клиента и сбыту продукции, произведенной в трудовых поселках, работники жили бы еще лучше. Мой клиент надеется, что после демократического прихода к власти на Агренде, и открытия здесь трудовых поселков, полностью легальных по исправленному местному праву, мы докажем, что и уровень свободы в этих поселках выше, чем во многих странах Африки и Азии. А применение телесных наказаний к нерадивым работникам, не противоречит нормам, принятым в цивилизованных странах. Мы знаем, что телесные наказания применяются во многих исламских странах, а также в Сингапуре. Телесные наказания к непослушным детям и подросткам применяются во многих североамериканских штатах. Продажа людей для выполнения тех или иных работ также не выходит за рамки международных норм. Вы можете продать фирму в США или Европе, при этом ее работники останутся связаны контрактами. Они будут проданы вами и куплены новым владельцем этой фирмы. По поручению моего клиента, я разрабатываю новый кодекс законов Агренды, согласно которому, купля-продажа и трудовое использование людей, законно приобретенных в собственность фирмы, станет нормальной коммерческой практикой…
(Вопрос к адвокату): "Вы хотите сказать, мистер Мурена, что по новому кодексу, человека можно будет купить, и использовать, как лошадь?"
(Ответ адвоката): "О, нет! Ни в коем не как лошадь, а как человека, с учетом человеческих особенностей. В трудовых поселках, принадлежащих фирме моего клиента, учитываются специфические духовные потребности людей. Там обязательно есть церковь, где проводятся воскресные службы, и другие обряды. " (Александр Розов "Забыть Агренду", 2011)

Кстати - а что такое вообще свобода и есть ли она?
Путь человека - от пуповины, связывающей его с матерью и до шланга, связывающего его с капельницей. Перед и после этого - вообще ничего. В середине - несколько десятков лет пребывания в жесткой (возможно даже более, чем рабской) зависимости от родителей, от школьных учителей, от полицейских властей, от командиров в армии (вариант обычно для мужчин), от начальства на работе, от банка где взят кредит, от мужа - добытчика (вариант для женщин), от жены повисшей на шее вместе с потомством (вариант для мужчин), от детей (вариант для женщин), и от "общественного мнения", установившего нормы морали - которые, хотя и не записаны в качестве закона, но их требуется соблюдать. Дальше - зависимость от пенсионного фонда и в финале - от клиники. Точка.

И что такое свобода?... Вот вопрос, на который большинство авторитетов философии либерализма отвечают как-то неубедительно и мутно - хотя казалось бы, на принципе ценности свободы держится привлекательность всей либеральной политической идеи.
Если убрать шелуху, то у них оказывается, что свобода - это несколько строчек демагогии, при помощи которых политэлита снимает с себя всякую ответственность, перекладывая всю эту ответственность на "простого человека", который, якобы, свободен, и сам во всем виноват - потому что делает свободный выбор. Какой выбор? Между чем и чем?
Когда я предложил свою форму определения:...
"Свобода – это возможность открыто делать то, что кому-то не нравится" (Александр Розов, "Депортация", 2008)
...То получил множество возмущенных комментариев не только от сторонников "крепкой руки" (что было предсказуемо), но и от сторонников либерализма и даже от некоторых либертарианцев. Мол, это определение сводит свободу исключительно к эгоизму, к праву плевать на окружающих, в общем - к праву быть негодяем. Мол, это гадкое определение свободы.

Впрочем - об определении свободы требуется отдельный разговор, а сейчас- о привлекательности рабства.
Вопрос: Сколько (в %) людей предпочли бы свободе - рабство с хорошим обращением (примерно как в монологе адвоката Камино Мурена, см. выше)?
Как этот процент зависит от свойств респондентов:
- Особенностей их этноса и страны пребывания?
- Их социального и имущественного слоя?
- Их культуры и религии?
- Их пола, семейного положения, и наличия детей?
- Их политических убеждений?
- Их психотипа, включая темперамент?
- Их профессии, образования и интеллекта?
Я выдвину гипотезу: не менее 33% людей в среднем по Европе предпочли бы рабство, если бы в СМИ эта идей была представлена в позитивном ключе.